Пасха – от образа к реальности

Весной 1446 года до нашей эры в Египте произошли события, изменившие ход истории не только Израильского народа, но и всего человечества. Центром происходящего был первый праздник Пасхи. Почти 15 веков спустя апостол Павел напишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7).  Какая же связь существует между этим древним праздником и Христом?

Как возник праздник Пасхи?

Слово «пасха» произошло от еврейского глагола паса́х – «пройти над», «пройти мимо». Отсюда и еврейское название праздника Пе́сах. Из еврейского термин перешёл в арамейский פַּסְחָא (пасха), оттуда в греческий πάσχα (пасха), и наконец в русский.

Пе́сах изначально – название ягнёнка, кровью которого необходимо было помазать косяки и перекладину двери дома, чтобы Господь прошёл мимо и не поразил первенцев смертью (Исх. 12, 3-11). Господь сказал Моисею: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо  (евр. паса́хти) вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12, 13).

Важно отметить, что этот справедливый суд над погрязшими в грехах и идолопоклонстве не имел этнических границ. Кровь агнца была необходима для спасения всех первенцев. Это предполагает, что, если бы египтяне поверили словам Божиим и помазали кровью агнца двери своих домов, то Господь «прошёл бы мимо» и их семей. Решающим фактором была не этническая принадлежность, но вера и послушание людей Богу.

Израильтяне исполнили повеление Божие и в ту ночь обрели свободу от рабства (Исх. 12, 28-33).

Как праздник Пасхи связан со Христом?

Обещанный Мессия Иисус пришёл спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Но как должно было это произойти? Пророк Исаия ещё в VII веке до рождения Христа предсказал:

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 5-7).

Иоанн Предтеча в самом начале служения Христа возвестил: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Для знающих Священные Писания, эти слова ясно указывали, что Мессия станет искупительной жертвой за грехи людей. Он Сам учил, что Ему должно «много пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21).

Наконец пришло время совершить настоящую Пасху. В тот вечер, когда Иисус предан был, Он дал новый смысл пасхальной трапезе. «Сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. …Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Мф. 22, 19-20). Оказывается, что все пасхальные агнцы Ветхого Завета были лишь прообразами истинного Агнца Божия. Ведь невозможно, чтобы кровь животных уничтожила грехи людей (Евр.10, 4). От справедливого гнева Божия может искупить только кровь «Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1, 19).

Как праздник Пасхи связан с нами?

Как израильтяне находились под гнетом египтян, так каждый человек находится под гнётом своих грехов и диавола. Как Господь освободил Свой народ, искупленный кровью агнцев во время исхода, так Бог освобождает людей сегодня на основании пролитой крови Агнца Божия на  кресте. Евреи должны были с верой в грядущую казнь и действенность Божьего обетования помазать двери кровью агнца и есть его плоть во спасение, так и мы должны поверить в грядущий суд Божий и действенность искупительной жертвы Христа.

Если Господь посмотрит на двери Вашего сердца, найдёт ли Он, что оно омыто кровью святого Агнца Божия? Покаялись ли Вы в своих грехах? Избавил ли Вас Христос «от власти тьмы» (Кол. 1, 13-14)? Будете ли Вы в числе спасённых Агнцем, что «поют новую песнь, говоря: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9)?

Новиков В. В.